Актуальные вопросы.








Вопрос №48

Как действовать, если Ваши права, как потребителя товаров и услуг нарушены?


Ответ:

    Нередко люди, покупая в магазине вещи, не задумываются о том, что в дальнейшем могут столкнуться с проблемами из-за плохого качества товаров.
    Ответственность перед потребителем несут продавец, изготовитель и импортер. Информация об импортере должна доводиться до сведения потребителя. Отсутствие информации о товаре является таким же нарушением прав потребителя, как и наличие недостатков товаре.
    При приобретении товара обращайте внимание на информацию, которую продавец предоставляет покупателю. Например, при покупке обуви: наименование производителя и его адрес; тип материала верха обуви; тип материала подкладки обуви; цвет; размер; артикул и знак Госстандарта. В случае отсутствия данной информации Вы вправе потребовать сертификат на данную пару, либо партию обуви на бумажном носителе. Если продавец не в состоянии предоставить данный документ, Вам не следует приобретать товар, так как он не сертифицирован и не должен продаваться на территории РФ.
    В договоре обязательно должны быть указаны сроки доставки товаров, заказанных по образцам (например, мебель). За каждый день просрочки доставки установлена неустойка в размере 0,5% от стоимости вещи в день за каждый день просрочки.
    Надо сказать, что в настоящее время стало гораздо проще обменять не качественный товар на другой. А вот вернуть свои деньги, потраченные на некачественный товар или услугу все также сложно. Для того, чтобы облегчить в последующем защиту своих прав, при покупке или при получении услуги не поленитесь взять чек и хранить его в течение гарантийного срока или срока годности. В соответствии с законом "О защите прав потребителей" потребитель, обнаружив недостаток в течение первых 15 дней после покупки имеет право на замену технически сложного изделия на исправное новое изделие. Если в течение календарного года гарантийного срока вещь будет находиться в ремонте более 30 дней, то потребитель вправе потребовать замены вещи на исправную. Товар должен быть отремонтирован в сроки, которые для этого требуются. Любые несущественные причины - нехватка комплектующих, отсутствие квалифицированного персонала или специальной техники не являются причиной для отсрочки устранения недостатка. Закон обязывает произвести ремонт в сроки, не превышающие 45 дней.
    Предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара Вы имеете право:
- в течение гарантийного срока или срока годности, если они установлены на товар или услугу.
- если сроки не установлены, то в течение двух лет со дня покупки, получения услуги, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
    Претензия должна быть подана в письменном виде, факт подачи претензии зафиксирован: кем и когда она принята, какую должность занимает принявшее лицо, его подпись и расшифровка подписи. Составьте претензию в двух экземплярах, один - продавцу, второй оставьте себе. Если претензию отказываются принять на месте, отправьте ее по почте заказным письмом с простым уведомлением на юридический адрес организации. Если фактический и юридический адреса не совпадают, отправьте на оба адреса.
    Продавец, воспользовавшись вашим незнанием сроков возврата, может тянуть время, на словах обещая заменить некачественный товар. Пока покупатель ждет - время возможной подачи претензии истекает.
     После подачи претензии следует выждать время для ответа: пересылка претензии по почте,, время для рассмотрения, пересылка ответа. Примерно 1 месяц. Если Вы не получили ответа и готовы дальше тратить силы и время на защиту своих прав, то следующий шаг - подача искового заявления в суд. К заявлению требуется приложить письменную претензию, с подтверждением отправки и получения ответчиком, доказательства, на которых основаны Ваши исковые требования, копии чеков, актов выполненных работ, квитанций и прочее.
    Отсутствие у вас кассового или товарного чека, иных документов, удостоверяющих факт покупки, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Но в таком случае Вам придется доказывать иным способом, если, конечно, ответчик будет оспаривать в суде данный факт, что товар куплен именно в этом магазине. Это могут быть ярлыки с товара с фирменным знаком, эмблемой магазина и др.
    Согласно закону, в течение гарантийного срока за экспертизой должен обращаться продавец, однако, нередко бывает так, что продавец направляет в ТПП потребителя. Закон также дает право потребителю по истечении гарантийного срока обратиться за экспертизой самостоятельно. Не оставляйте продавцу товар для проведения экспертизы - его могут заменить или устранить дефекты. Предоставляйте его специалисту в день исследования.  Если Вы получаете на руки заключение  "экспертизы", где говорится, что  покупатель неправильно носил обувь или неверно эксплуатировал сотовый телефон, то не стоит сразу расстраиваться. Вы вправе провести самостоятельно независимую экспертизу в той организации, которой доверяете и у которой нет тесных связей с продавцом. Если результаты повторной экспертизы подтвердят наличие брака, то как показывает практика у потребителя есть серьезные шансы выиграть данное дело в суде. Суды у нас больше склоняются на сторону потребителей Вы можете сами заказать независимую экспертизу купленного товара. Экспертиза - это услуга, которая определяет наличие или отсутствие дефекта в конкретном изделии.
Представительства Торгово-промышленной палаты действуют по всей России. Одной из функций Уральской Торгово-промышленной палаты является экспертиза и сертификация. Все виды экспертизы проводятся по заявкам, при этом экспертиза отвечает только на заданные вопросы, из-за которых возник спор между потребителем и продавцом.
Минимальная стоимость проведения экспертизы - 1400 рублей. Стоимость экспертизы зависит от ее продолжительности, которая, в свою очередь, зависит от количества поставленных заказчиком вопросов.